Несмотря на то, что, по мнению Вячеслава Пиховшека, универсального алгоритма действий в случае, когда в медиапространство вбрасывается подозрительная информация, не существует, он тем не менее рассказал, как поступал сам во времена своего руководства ТСН (1999 - январь 2005 гг.). "Вы знаете, сначала я блокировал распространение этой информации. Первый день я говорил своим журналистам в ТСН: "Ничего не даем. Разбираемся: как появилась, что, к чему". Вы понимаете, человек, который хочет распространить резкую информацию, сделает следующим образом. У меня выпуск в 18:30, а он ее распространит в 17:00, чтобы не дать возможности проверить. Чтобы этот человек или группа людей не считали себя самыми умными, эту информацию я вообще не давал в первый день",- говорит Вячеслав.
В процессе анализа важно установить, что в распространенном фейке соответствует реальным фактам, а что - нет. "После этого надо посмотреть, насколько соответствуют выводы журналиста тому, что он может доказать на самом деле",- уточняет господин Пиховшек и приводит в качестве примера относительно недавнюю публикацию Мустафы Найема, в которой журналист с большой долей уверенности утверждал, что экс-глава Администрации президента Андрей Клюев летал на тайную встречу с Юлией Тимошенко. "Читаешь текст и понимаешь, что факт, который есть в распоряжении господина Найема: борт Клюева перемещался из Киева в Харьков и отдельно (возможно тут Вячеслав оговорился и вместо "обратно" сказал "отдельно".- ВК). Был ли в этом самолете Клюев, никоим образом из текста не следует. Вот вам реальный фейк, который запущен",- заключает Вячеслав, еще раз подчеркивая: и в мирные времена, и тем более в условиях разгорающегося гражданского протеста журналисты должны с особой тщательностью проверять любую информацию.
Смотрите также комментарий Константина Стогния о том, как редакциям реагировать на официальные заявления, имеющие пропагандистский оттенок, и как распознать «фейк» в СМИ простому обывателю.